Офицер разъясняет солдатам порядок голосования: –
Все партии вам знать необязательно. Главная партия – это …, партия
правительства. Если вы ЗА правительство – ставьте в квадрате справа от
этой партии плюс. Если ПРОТИВ – ставьте в этом квадрате минус.
Этот
анекдот постоянно вспоминается, когда я слышу разного рода рекомендации
о том, как поступить с избирательным бюллетенем. Многие избиратели
недостаточно хорошо понимают, к каким последствиям приводят те или иные
их действия, и потому могут поддаться на ошибочные или провокационные
советы. Поэтому я решил дать избирателям подробные разъяснения.
Что может делать избиратель
Итак, какие у избирателя есть варианты поведения на нынешних выборах депутатов Государственной Думы:
1)
самый естественный вариант – проголосовать за одну из партий,
включенных в избирательный бюллетень (на сегодняшний день таких партий –
11, и можно надеяться, что ко дню выборов этот список не изменится).
Избиратели,
уже выбравшие партию, за которую они хотят голосовать, именно так и
сделают. Наши разъяснения относятся к остальным – к тем, кто еще не
сделал выбор, и особенно к тем, кто не хочет голосовать ни за одну из
партий, участвующих в этих выборах. У них есть еще несколько вариантов:
2) сделать избирательный бюллетень недействительным;
3) получить избирательный бюллетень, но не опускать его в урну (разорвать или унести с собой);
4) получить открепительное удостоверение, но не пойти голосовать;
5) просто не пойти голосовать.
Что такое результаты выборов
Прежде
чем разбирать, как то или иное действие влияет на результат выборов,
нужно понять, что такое «результат выборов». И не только с юридической
точки зрения (кстати, в законе этот термин, к сожалению, не определен),
но в большей степени в политическом и практическом аспектах. И тут
оказывается, что понятие это весьма многоплановое.
Во-первых, это
то, что интересует нас прежде всего: какие партии пройдут в
Государственную Думу. Как известно, на этих выборах установлен 7%-ный
барьер, и опыт показывает, что такой барьер могут преодолеть 3–5 партий,
хотя не исключен вариант, когда проходят всего две партии.
Во-вторых,
важно, сколько каждая партия получит мандатов. Это зависит от
конкретного расклада голосов. Цена одного мандата при явке около 50%
составляет примерно 120–150 тыс. голосов, но решить судьбу последнего
распределяемого мандата может и значительно меньшее число (30–40 тыс.
голосов, а то и менее).
В-третьих, конечным результатом выборов
будет список 450 избранных депутатов. Какие именно кандидаты от
прошедших в Думу партий получат мандаты, зависит от итогов голосования
за эту партию по всем регионам. И здесь на судьбу конкретного мандата
может повлиять даже сотня голосов.
В-четвертых, партии, набравшие
более 3%, будут в течение четырех лет получать деньги из госбюджета –
ежегодно по 5 руб. за каждый отданный им голос (не исключено, что эта
расценка будет новой Думой увеличена).
В-пятых, для партий, не
преодолевших 7%-ный барьер, все равно важно, какой процент они получат.
Как отмечено выше, преодоление 3%-ного барьера дает возможность получать
государственное финансирование. 3%-ный рубеж важен и еще с одной точки
зрения: партии, получившие меньше, будут обязаны заплатить средствам
массовой информации за предоставленные им «бесплатный» эфир и
«бесплатные» печатные площади. Для партий, внесших избирательный залог,
важно получить более 4% – в этом случае залог им будет возвращен.
В-шестых,
нельзя сбрасывать со счетов и моральный фактор. И здесь тоже главную
роль играют проценты. Считать проценты можно от разных чисел – от числа
всех зарегистрированных избирателей; от числа избирателей, принявших
участие в выборах; от числа действительных бюллетеней и т.п. Но главное
значение имеют проценты, подсчитанные от числа избирателей, принявших
участие в голосовании, т.е. от количества бюллетеней, извлеченных из
урн. Именно эти проценты обнародует ЦИК России, именно по ним
определяется, какая партия какой барьер преодолела. Именно эти цифры
будут в основном фигурировать при обсуждении результатов выборов – и
сразу, и год, и десять лет спустя. Остальные – в том числе абсолютное
число голосов и число полученных партией мандатов – будет помнить лишь
узкая группа специалистов.
Что происходит с голосами
Принято
считать, что голоса, поданные за не прошедшие в Думу списки, как и
недействительные голоса (а раньше – и голоса «против всех»), передаются
партиям, которые попадают в Думу. Юридически это, конечно же, не так:
никакие голоса никуда не передаются, они просто не учитываются при
распределении мандатов или, проще говоря, «пропадают». Но в каком-то
смысле это суждение верное: те, чьи голоса не участвуют в распределении
мандатов, как бы передоверяют свой голос тем избирателям, которые
проголосовали за прошедшие в Думу партии.
Однако это относится
не только к тем, кто опустил бюллетень в урну, но абсолютно ко всем, кто
не голосовал за эти партии: и к тем, кто разорвал свой бюллетень, и к
тем, кто вообще не пошел голосовать. Поэтому тот, кто голосует за
партию, которая может не попасть в Думу, лишь рискует, что его голос
«пропадет»; тот же, кто делает бюллетень недействительным или просто не
идет на избирательный участок, гарантировано передоверяет свой голос
другим.
Впрочем, все немного сложнее, и поэтому давайте разберем
все варианты поведения избирателя по порядку. А поскольку для того,
чтобы оценить последствия тех или иных действий, нужно иметь базу для
сравнения, будем все действия сравнивать с самым простым и легким
вариантом – то есть с бездействием.
Бойкот выборов
Итак,
начинаем с конца, то есть с варианта № 5 – не идти на избирательный
участок. Как известно, порог явки недавно был отменен. Поэтому если
раньше большое число бойкотировавших выборы избирателей могло привести к
признанию выборов несостоявшимися, то теперь этого нет. Бойкот выборов
не приводит к их срыву, поэтому он перестал быть эффективной формой
протеста. Как отмечалось выше, избиратель, не участвующий в выборах,
просто передоверяет свой голос другим.
Вариант № 4 – взять
открепительное удостоверение и не голосовать по нему – более хитрый (так
в советское время поступали некоторые инакомыслящие), но еще более
бессмысленный. По закону гражданин, получивший открепительное
удостоверение, вычеркивается из списка избирателей и вновь вносится в
список только тогда, когда приходит голосовать. Поэтому, если
избиратель, получивший открепительное удостоверение, потом не придет
голосовать, его не учтут как зарегистрированного избирателя, и
показатель явки (который получается делением числа пришедших голосовать
на число зарегистрированных избирателей) станет выше. Так что это –
яркий случай протеста, приводящего к противоположным последствиям.
Вариант
№ 3 – получить избирательный бюллетень, но не опускать его в урну. К
чему это приведет? Показатель явки уже из закона удален, но по традиции
его будут считать так, как считали с 1995 года, то есть исходя из числа
избирателей, получивших бюллетени. А процент голосов, которые получают
партии, считается исходя из числа бюллетеней, извлеченных из урн.
Поэтому данный вариант, как и вариант № 2, приводит к увеличению
показателя явки, но не влияет на процент, получаемый партиями.
Недействительные бюллетени
Вариант
№ 2 – недействительный бюллетень. Сделать бюллетень недействительным
можно разными способами. Самый простой – не делать в нем никаких
отметок. Но можно поставить значки в двух квадратиках, можно – во всех
квадратиках и т.п.
Если голоса считаются честно, то все эти
варианты равноценны. Если же есть опасения фальсификаций, то надо
понимать, что бюллетень, в котором избиратель не сделал никаких отметок,
может путем нехитрых действий превратиться в бюллетень, поданный за
одну из партий. С бюллетенем, где поставлены две отметки или больше,
сделать что-либо трудно.
Некоторые любители протеста призывают не
просто сделать бюллетень недействительным, но и вписать в него название
партии, которая не участвует в этих выборах. Написать название,
конечно, можно, но надо понимать, что никто не будет считать, в скольких
бюллетенях оно вписано. Так что занятие это абсолютно пустое.
Недействительные
бюллетени уже определенным образом влияют на результаты выборов.
Во-первых, если их окажется больше 40%, выборы будут признаны
несостоявшимися. Но такой исход уж очень маловероятен.
Во-вторых,
недействительные бюллетени снижают процент голосов, получаемых всеми
партиями. А это значит, что повышается вероятность непопадания в Думу
партий, результат которых близок к 7%. И если благодаря недействительным
бюллетеням какая-то партия будет отброшена за 7%-ный барьер, то в
выигрыше окажутся все партии, этот барьер преодолевшие – они поделят
между собой ее мандаты.
Конечно, недействительные бюллетени –
определенный показатель неблагополучия. Но если голоса «против всех»
можно было однозначно квалифицировать как протестное голосование, как
четкое выражение воли избирателей, не желающих видеть своими
избранниками никого из предложенных кандидатов, то о недействительных
бюллетенях так сказать нельзя. Кто там разберет, почему избиратели
подают такие бюллетени: то ли по ошибке, то ли по незнанию, то ли просто
не знают, за кого голосовать? Протест размывается в общей массе.
Голосовать
Возвращаемся
к варианту № 1 – голосовать за одну из партий. Конечно, все партии
имеют свои недостатки. Но идеал недостижим. Невеста, ждущая идеального
жениха, рискует остаться старой девой. Избиратель, не желающий выбирать
между реальными, а не идеальными партиями, помогает больше всего тем,
кого сильнее всех не любит.
Конечно, если партия, за которую
избиратель проголосует, не попадет в Думу, последствия для распределения
мандатов будут такие же, как и в случае недействительных бюллетеней.
Однако заранее нельзя твердо знать, кто попадет в Думу, а кто нет.
Рассуждения на эту тему очень часто как раз преследуют вполне корыстную
цель: убедить избирателей не голосовать за определенную партию, внушив
ему, что она «не пройдет». И именно из-за этих внушений она и не
проходит. Как шутят медики, «вскрытые показало, что смерть наступила в
результате вскрытия».
Кроме того, нельзя утверждать, что голоса,
поданные за партию, не преодолевшую 7%-ный барьер, совсем пропадают. Как
отмечалось выше, если они позволят партии набрать более 3%, это даст ей
возможность получить государственное финансирование и избежать оплаты
«бесплатного» эфира, а если партия получит более 4%, то ей вернут 60
миллионов рублей, выплаченных в качестве залога. Иными словами, если
партия получит больше 3% – у нее есть хорошие шансы выжить и участвовать
в следующих выборах, когда конъюнктура для нее может оказаться более
благоприятной. Если же партия наберет менее 3%, ее шансы на выживание
невелики.
Не надо заблуждаться
И напоследок – еще
об одном заблуждении. Некоторые любители протеста утверждают, что,
участвуя в нечестных выборах, мы их тем самым легитимизируем. Звучит
красиво, а на деле – глупость.
Если выборы по сути нечестные, то
они не станут легитимнее от того, что явка будет чуть больше. На
советских выборах явка была 99,99%, но к легитимности это никакого
отношения не имело.
Показатель явки, конечно, что-то значит. Но у
нас 30–40% избирателей в принципе не участвуют в выборах – вне
зависимости от того, честные они или не очень. На фоне этих 40% что
значит еще 5–10% бойкотирующих выборы в знак протеста?! А ведь 10%
избирателей при 60%-ной явке – это более 16% голосов, которых
достаточно, чтобы провести в Думу две партии, чтобы обеспечить около 90
мандатов тем, кто хотя бы попытается отстаивать интересы избирателей.
Чем
меньшее грамотных и думающих людей будут участвовать в выборах, тем
менее честными они будут. Если сидеть дома и делать вид, что
протестуешь, можно в конце концов дождаться того, что выборы вообще
отменят. Или превратят в чистую имитацию, как это было в недавнем
прошлом.
Аркадий Любарев,
кандидат юридических наук,
беспартийный